Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Автономная некоммерческая организация "Научно-исследовательский центр "Образование. Качество. Отрасль""
Всероссийская научно-практическая конференция
«ОБРАЗОВАНИЕ.ТЕХНОЛОГИИ. КАЧЕСТВО»
«ОТК-Саратов-2017»
3 апреля 2017 года, г. Саратов

АДАПТИВНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕШЕНИЯ КАК КАТАЛИЗАТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Авторы: Дубровина Оксана Васильевна 1, Чванова Марина Сергеевна 2, Доктор педагогических наук, Профессор, Почетный работник высшего образования
1 Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2 Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)
В статье рассмотрены аспекты дистанционного обучения людей с нарушениями зрения. Определены программные и технические средства и необходимые навыки и умения, позволяющие таким людям работать за компьютером. Авторы аргументировано показывают, что адаптивные Интернет-решения являются катализатором развития системы открытого образования.

Особой ценностью информационного общества является информационная доступность, которая снимает ключевое противоречие между информационной лавиной и информационным голодом, в частности в преломлении к людям со специальными потребностями. Дело в том, что социальная парадигма инвалидности, которая доминирует в научном сообществе и в сообществе международном, предполагает, что инвалидность - это не изъян человека. Это - проблема отсутствия инструментов социальной среды, способных ответить на особые потребности человека [1]. 

Социальная инклюзия таких людей затруднена, можно ли их преодолеть? Да, такие возможности существуют благодаря созданию всевозможных технических решений. Так называемые адаптивные решения - это программные и аппаратные средства, которые направлены на преодоление тех или иных ограничений. Для людей слепых и слабовидящих - это программы экранного доступа, различные способы увеличения экрана, синтеза речи. Такие технологии быстро развиваются и уже достигли довольно высокого уровня. Именно они позволяют любому заинтересованному человеку нормально жить в информационном обществе, имея проблемы со здоровьем. Развитие таких технологий -  катализатор развития технологий открытого образования.

В настоящее время происходит изменение технологий дистанционного обучения в системе открытого образования, что обусловлено динамикой потребностей разных категорий обучаемых и развитием Интернет-технологий.

Обучаемые с особыми потребностями испытывают  сложности в получении качественного образования, в особенности слабовидящие и незрячие.  Дистанционная форма обучения предоставляет им возможности для социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В настоящее время дистанционное образование становится реальной возможностью учиться в индивидуальном режиме независимо от места и времени; получать образование продвигаясь по индивидуальной траектории обучения, в соответствии с принципами открытого образования. Особая потребность в этом есть у людей с ограниченными возможностями здоровья.

В работающих системах открытого образования применяются следующие формы взаимодействия студентов, преподавателей и администрации учебного заведения: электронная почта; факс; компьютерные технологии; видеоконференцсвязь.

Перечисленное доступно слабовидящим и незрячим людям. Применение компьютерных технологий позволяет участвовать в общественном информационном обмене, включая оперативный доступ к необходимой информации, ее обработку и представление результатов своей информационной деятельности. Для лиц с глубокими нарушениями зрения участие в процессе общественного информационного обмена осложняется несовпадением имеющихся у них возможностей восприятия и сложившейся общественной практики, ориентированной, в основном, на визуально воспринимаемые формы представления информации.

При необходимой компьютерной грамотности обучаемого и наличии доступа к Интернет-технологиям, возможно преодолеть и сложности социализации и проблему качества образования людей со специальными потребностями.

Эффективным средством обучения могут служить компьютерные тифлотехнологии [2], которые базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации в доступные для восприятия незрячих и слабовидящих формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный или укрупненный текст), и позволяют им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения (MSWord, InternetExplorerи т.д.), получая пользовательские возможности, не имеющие принципиальных отличий от возможностей пользователей с нормальным зрением (за исключением работы с графической нетекстовой информацией).

В основе разработки тифлотехнических средств компенсации нарушенных функций зрительного анализатора лежит преобразование (перекодирование) визуальной информации в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха и осязания сохранными анализаторами. Функции приемника световых сигналов и их перекодирование выполняет тифлоприбор.

Для работы за компьютером слабовидящих и незрячих необходимы: компьютер, со стандартным программным обеспечением; программа экранного доступа Jaws for Windows; наушники; веб-камера; клавиатура, с блоком дополнительных клавиш; колонки; сканер; брайлевкий принтер; брайлевская строка [3].

Основными необходимыми знаниями являются:

-     умение использовать специализированное программное обеспечение, преобразующее визуальную информацию в звуковую;

-     знание основных клавиатурных комбинаций, освоение десятипальцевого метода печати;

-     ориентировка в сети Интернет;

-     использование мобильных устройств.

Обладая необходимой компьютерной грамотностью слабовидящие и незрячие могут самостоятельно изучать интересующие их дисциплины, свободно ориентируясь на сайте при помощи основных комбинаций клавиш на клавиатуре. По своему выбору используя возможности программы экранного доступа Jaws for Windows для звукового воспроизведения содержимого или читать нужный текст на брайлевской строке [4].

В процессе анализа особенностей обучения людей с глубокими нарушениями зрения был выявлен комплекс культурно-социальных проблем:

-     нарушение связи с миром;

-     недостаток контактов с другими людьми;

-     ограниченный доступ к информационным ресурсам;

-     недоступность общения с природой, культурными ценностями [5].

Результативным может быть вовлечение их в групповую работу или проектную деятельность, предполагающую совместную работу обучающихся. Также эффективными средствами для общения и обучения могут стать аудио и видео конференции с участием педагогов и обучающихся по той же специальности или на том же курсе.

Активное развитие социальных сетей, позволяющих коллективно обсуждать интересующие проблемы, зарождение экспертных сетей, в которых можно задать вопрос по интересующей проблеме [6]. Развиваясь, эти сетевые технологии дают новые возможности человеку для принятия решений. Развиваются электронные сервисы, которые позволяют людям, находящимся в разных точках планеты, одновременно работать над коллективным проектом. Причем одновременно, в одном документе и в интерактивном режиме. Эти сервисы общедоступны и широко используются студентами и специалистами, они будут особенно полезны в системе открытого образования для людей со специальными потребностями. 

Интернет-технологии в данном случае рассматриваются как новое средство расширения возможностей людей с глубокими нарушениями зрения и их успешной реабилитации в современном обществе. Развитие систем открытого образования предоставляет большие возможности обучения людям со специальными потребностями, в особенности слабовидящим и незрячим.

 

Отдельные результаты получены при финансовой поддержке РФФИпопроекту: «Социологический анализ Интернет-пространства как индикатора социокультурной динамики развития открытого образования»,  №   16-06-00176, 2016-2018. Некоторые  результаты получены при финансовой поддержке РГНФ по проекту "Инновационный подход к формированию образовательной среды в вузе и его реализация в IT- сервисах",  № 15-06-10306, 2015-2017

Список использованных источников
  1. Юрьев В.М., Чванова М.С. Человек в информационном обществе: новые возможности и перспективы. // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2014. № 2 (24). С. 9-12.
  2. Рощина М.А. Основы компьютерных тифлотехнологий. Нижний Новгород: ЦСТПР «Камерата», 2007. С. 60.
  3. Щвецов В.И., Рощина М.А. Педагогическое сопровождение освоения и применения компьютерных технологий как средства социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании. Н.Новгород: Издательство ННГУ, 2012. №4(1). С.76-82.
  4. Соколов, В. В. Особенности обучения детей с глубоким нарушением зрения современным информационным технологиям. Дефектология. Москва: «Школьная пресса», 2013. № 4. С. 65-77.
  5. Денискина, В. З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения. Дефектология. Москва: «Школьная пресса», 2012. № 6. С. 17-24.
  6. Чванова М.С., Молчанов А.А., Храмова М.В., Лыскова В.Ю., Михайлова Д.Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России. Образовательные технологии и общество - 2014. - V.17. - №3. - С. 472-493.
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  Дистанционные технологии, система открытого образования, компьютерные тифлотехнологии

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.