Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Автономная некоммерческая организация "Научно-исследовательский центр "Образование. Качество. Отрасль""
Всероссийская научно-практическая конференция
«ОБРАЗОВАНИЕ.ТЕХНОЛОГИИ. КАЧЕСТВО»
«ОТК-Саратов-2017»
3 апреля 2017 года, г. Саратов

Использование информационных технологий в самостоятельной образовательной деятельности студентов

ГАПОУ СО "Каменск-Уральский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства"
Сложилось достаточно устойчивое представление о том, что использование информационных технологий способно изменить сущность процесса обучения. Среди таких технологий называют применение мультимедиа средств и информационных средств на базе компьютерных технологий, в первую очередь, интернетовских. Доминирующими в самостоятельной образовательной деятельности являются рефлексивно-проектировочный и организационно-управленческий. Педагогически эффективное применение информационных технологий в организации самостоятельной образовательной деятельности студентов - это достаточно сложная комплексная проблема.
Организация самостоятельной работы студентов профессиональных образовательных организаций является одной из задач организации обучения в целом. Предлагаемые сегодня инновационные технологии обучения ориентированы, прежде всего, на повышение уровня самостоятельной, самодеятельной деятельности учащихся, а значит - способствуют развитию познавательной деятельности.

Предлагаемые сегодня инновационные технологии обучения ориентированы, прежде всего, на повышение уровня самостоятельной, самодеятельной деятельности учащихся, а значит - способствуют развитию познавательной деятельности.

Сложилось достаточно устойчивое представление о том, что использование информационных технологий способно изменить сущность процесса обучения. Среди таких технологий называют применение мультимедиа средств и информационных средств на базе компьютерных технологий, в первую очередь, интернетовских. Образование не в первый раз сталкивается с попытками изменить учебный процесс через включение неких суперновейших средств, методов и форм.

Однако не следует принимать новые средства обучения за панацею от всех трудностей процесса обучения и возлагать на них чрезмерные надежды.

Роль педагога, роль преподаватели нельзя сводить к придатку для компьютера, ибо не компьютер обучает, а тот, кто грамотно и умело использует его потенциальные дидактические возможности в обучении.

Педагогически грамотное применение средств мультимедиа и информационных технологий предполагает предварительную тщательную методическую проработку возможностей данных средств, включения их в учебно-воспитательный процесс, такое выстраивание последнего, которое позволяет при помощи средств оптимизировать, модернизировать и облегчить усвоение студентами знаний, овладение ими определенных компетенций.

Такая работа в настоящее время уже проводится в большинстве нашем образовательном учреждении, так, например, в созданы и апробированы на практике технологии применения учебно-методических образовательных комплексов: электронные методические рекомендации; электронные учебные пособия, мультимедийные учебники; электронные обучающие и контролирующие программы и много другое.

Дидактический потенциал средств мультимедиа и информационных технологий позволяет по-новому организовывать самостоятельную работу студентов. А последнее является в настоящее время не только необходимостью, но и настоятельной потребностью. Самостоятельная образовательная деятельность студентов, соответствующим образом подкрепленная достаточным набором информационных средств, мотивировками и системой мониторинга и контроля существенно эффективней, если ее сравнивать с традиционной образовательной деятельностью.

Однако, в организации самостоятельной деятельности студентов имеется целый ряд проблем, заметно снижающих эффективность такой деятельности.

Эффективность технологии самостоятельной образовательной работы студентов определяется качеством и разнообразием дидактических материалов, доступных студентам, их предварительной педагогической адаптированностью к нуждам учебного процесса. На деле пока не удалось создать базы данных, отвечающие требованиям к таким материалам, студенты пока еще психологически не готовы к применению информационных технологий и интернета, за исключением примитивного скачивания материалов, а то и готовых текстов для рефератов, курсовых и докладов.

Образовательная деятельность включает в себя ряд структурных компонентов: мотивационно-целевой, гностический, теоретико-методический, коммуникативный, рефлексивно-проектировочный и организационно-управленческий. Доминирующими в самостоятельной образовательной деятельности являются рефлексивно-проектировочный и организационно-управленческий. Основу данных компонентов составляют умения управления самостоятельной деятельностью, которые рассматриваются как важнейшая составляющая субъекта образовательного процесса.

Таким образом, педагогически эффективное применение информационных технологий в организации самостоятельной образовательной деятельности студентов - это достаточно сложная комплексная проблема.

Отдельным аспектом проблемы является мотивация студентов, их готовность не к бездумному скачиванию из интернета всего подряд, а к серьезной и вдумчивой работе над материалами. Эта готовность в рамках самостоятельной деятельности определяется сформированностью комплекса компетенций студентов, среди которых особое место занимает самоуправление собственной образовательной деятельностью.

В обобщенной форме под умениями управления самостоятельной деятельностью мы понимаем умение планировать свои учебные действия по достижению учебной и личностно-значимой цели, самоизучение (самоанализ), самоконтроль, самооценку, самокоррекцию результатов своей деятельности, умение прослеживать динамику в ее осуществлении на базе приемов саморегуляции. Диагностика умений управления самостоятельной деятельностью предполагает изучение того, насколько осознанно, целенаправленно, активно сами обучающиеся готовы обеспечить себе эффективную организацию самостоятельной деятельности.

Важнейшей педагогической задачей на этапе диагностики умений управления самостоятельной образовательной деятельностью является стимулирование самопознания обучающихся. Соответственно, целесообразным является предъявление студентам тест-опросников, заполняемых на основе личностной самооценки. Таким образом, технологию работы можно выстроить в два этапа: мотивационный этап; этап самооценки. Первый этап имеет решающее значение для оптимизации образовательных задач, поставленных педагогом, и мотивации деятельности студентов по их принятию. Поэтому основными функциями данного этапа выступают: мотивационная (побуждение интереса к выполняемой деятельности); информационная (раскрытие содержательной значимости выполняемых тест-опросников, сущностной характеристики исследуемых умений); коммуникационная (обмен мнениями между участниками образовательного процесса по вопросу проводимого исследования).

Реализация данного этапа позволяет преподавателю не только спрогнозировать результаты проводимого исследования, но и скорректировать критерии его диагностики. Информация, полученная на данном этапе исследования, является отправной точкой для осмысленного восприятия новой информации на последующем этапе с целью ее дальнейшей трансформации в новое знание.

Второй этап — этап самооценки собственных умений самостоятельной деятельности. По существу, на данном этапе студенту предлагается ответить в устной (беседа), в письменной (тест-опросник) или электронной форме (автоматизированный опросник, контролирующая программа) на ряд вопросов.

Именно на этом этапе у студентов возникает потребность в более глубоком анализе собственной образовательной деятельности, критического осмысления процесса и результата своей деятельности, возможного творческого конструирования альтернативных вариантов собственных действий.

Информационные технологии обучения – совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. Они позволяют существенно расширить творческий потенциал учащихся, повысить производительность в самом широком смысле слова и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины.

Таким образом, организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности.

Самостоятельная работа не самоцель, она является средством формирования у учащихся активности и самостоятельности, как черт личности, развития их интеллектуальных и творческих способностей.

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее профессиональное образование
Ключевые слова  самостоятельная работа, средства обучения, образовательная деятельность

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.