Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Автономная некоммерческая организация "Научно-исследовательский центр "Образование. Качество. Отрасль""
Всероссийская научно-практическая конференция
«ОБРАЗОВАНИЕ.ТЕХНОЛОГИИ. КАЧЕСТВО»
«ОТК-Саратов-2017»
3 апреля 2017 года, г. Саратов

Возможности LearningApps в организации и проведении познавательных мероприятий

ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"
Цель «Конкурса смекалистых» для учащихся 2-6 классов – пробудить интерес к самостоятельному изучения явлений и фактов окружающей действительности. Конкурсные задания разрабатывались в среде интерактивных упражнений LearningApps.org – приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Содержание конкурсов разработано таким образом, чтобы учащиеся не столько проявили свои знания в различных областях (русский язык, литература, математика, музыка, английский язык, краеведение, ОЗОЖ/ОБЖ), но и узнали что-то новое для себя в ходе разнообразных видов деятельности и захотели узнать ещё больше.
В ходе педагогической практики в рамках познавательного направления воспитательной работы были разработаны сценарий и методическое обеспечение «Конкурса смекалистых» для учащихся 2-6 классов. Цель мероприятия – пробудить интерес к самостоятельному изучения явлений и фактов окружающей действительности. Турнир состоит из 9 конкурсов, за каждый из которых учащийся получает один из трёх знаков отличия:  – самый знающий,  – самый сообразительный,  – самый активный. Содержание конкурсов разработано таким образом, чтобы учащиеся не столько проявили свои знания в различных областях (русский язык, литература, математика, музыка, английский язык, краеведение, ОЗОЖ/ОБЖ), но и узнали что-то новое для себя в ходе разнообразных видов деятельности и захотели узнать ещё больше. 
Конкурсные задания разрабатывались в среде интерактивных упражнений LearningApps.org – приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. 
Сетка приложений ТУРНИР СМЕКАЛИСТЫХ содержит следующие упражнения – конкурсы – которые приводятся ниже по возрастанию степени сложности:
1. Загадочный кроссворд содержит 20 загадок, представленных в стихотворной форме или картинкой. И если рифмование помогает ученикам назвать правильный ответ (иногда хором), то картинка с изображением старинного предмета быта может создать проблемную ситуацию и являться поводом для гипотез и предположений.
2. Что в имени твоём? Упражнение на выделение: нужно в таблице из букв «найти» своё имя (расположенное по горизонтали или вертикали). Упражнение развивает зрительное восприятие, способствует умению выделять нужную информацию, абстрагируясь от «лишнего».
3. Любимые герои мультфильмов. Конкурс включает два задания: назвать имя героя (для этого использовано интерактивное упражнение «Найди пару») и объяснить, чем знаменит это герой, что в нём героического?
4. Азбука с превращениями проверяет знание орфографии и лексики школьников. Форма представления информации – задание вида «Найди ошибку», 
5. Раз-два-три-четыре-пять. Арифметическое занимательное по форме задание, предлагающее учащимся некоторому числовому выражению подобрать картинку, в которой зашифрован ответ (значение числового выражения).
6. Если ты в поход собрался, что возьмешь с собою друг? Интерактивное упражнение – классификация предметов на две категории: нужные в походе вещи и ненужные. Участник конкурса определяет принадлежность той или иной вещи (картинка), обосновывая свой выбор. Особенность этого конкурса в том, что возможные ошибки выявляются только после того, как все участники ответят на предложенные вопросы, и организатору может быть затруднительно вспомнить автора того или иного ответа. Поэтому здесь остро встаёт проблема оценивания результатов.
7. Улицы нашего города.  Интерактивное упражнение вида «Где находится это?» позволяет учащимся разместить изображения архитектурных памятников и объектов культуры г. Саратова на карте (цирк, консерватория, оперный театр и ТЮЗ, СГУ, вокзал, музеи Краеведения и Радищевский, Парк Победы, стадион Динамо, здание Крытого рынка, памятник Ю.А. Гагарину на набережной, собор на Музейной площади). После чего возможна беседа на тему: что я хотел бы посетить?
8. Музыкальный кроссворд. Информация даётся в виде аудио-файла (звучание от 30 сек до 1 мин.): требуется указать направление, стиль или жанр музыки. Для облегчения восприятия участникам можно предложить «подвигаться» под звучащую музыку. После конкурса можно выяснить, кому какая музыка больше понравилась или не понравилась вообще.
9. Английский бы выучил только за то, что …. Ученикам предлагается три задания. Первое – английской пословице сопоставить русский аналог. Второе – перевести три пословицы, к которым нет таких аналогов. Третье – закончить фразу, давшую название конкурсу. Можно дать дополнительное задание – вспомнить пословицы и поговорки про учение и знание. 
Как показывает практика, турнир – междисциплинарное познавательное мероприятие – воспринимается учащимися как весёлое и полезное соревнование, позволяющее не только блеснуть интеллектом, но и узнать что-то новое. 
Мероприятие носит явно развивающий характер, поскольку задействует все каналы восприятия информации, вызывает познавательную активность и интерес к знанию. Использование интерактивных упражнений, разработанных в LearningApps, позволяет без дополнительных усилий в течение часа удерживать внимание учащихся и поддерживать должный уровень их познавательной активности.
Список использованных источников
  1. Пилипенко В.В. Турнир смекалистых: интерактивные упражнения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://LearningApps.org/2183910.
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  внеурочная деятельность, образовательная среда, интерактивные упражнения,

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.